Оперативная информаця по состоянию на 7.00. Судно лежит в дрейфе в 20 милях северо-западнее от острова Обсерваторио, архипелаг Огненная Земля, Аргентина. Глубина под килем 115 метров. За минувшие сутки пройдено 100 морских миль. До порта Ушуайа осталось 180 миль. Погода на сегодня: температура воздуха 8 градусов, температура воды за бортом 6 градусов. Атмосферное давление 738 мм рт. ст. Сплошная облачность, пасмурно, временами мелкий дождь. Ветер слабый, южного направления 3-4 метра в секунду.
- Еще один день похода, Олег Константинович? - Да. И сегодня у нас, своеобразный, юбилей.
- Наступил сезон юбилеев? - Нечто подобное. Сегодня прошло два месяца, как курсанты прибыли к нам на борт. Как раз 3-го октября они прилетели в Санта-Крус на Тенерифе. Круглая дата.
- И как же ее отметили? - Собирал сегодня начальников учебно-судовой службы. Всех послушал. Спросил - как идет учеба, какие есть проблемы, замечания, пожелания.
- Промежуточные итоги? - Да. По докладу Сергея Геннадьевича Усанкова - особых проблем нет. За исключением отсутствия зимней формы одежды. У курсантов из Астрахани. Они прибыли в этот район плавания - к Огненной Земле - без бушлатов. Без зимней одежды, в целом.
- А утром температура воздуха здесь близка к нулю... - Приходится сейчас экстренно выходить из положения. Кое-как. Одели их в штормовые куртки. Все это, конечно же, не правильно. А что делать?
- Погода тут не самая ласковая... - Да. А что касается самого плавания? Сейчас мы находимся в центре циклона. Особого волнения нет. Поэтому ветер часто меняет свое направление. В течение каких-то 6-ти часов на 180 градусов изменилось направление ветра. Вначале - был восточный, потом задул - юго-восточный, далее - юго-западный. Сейчас - он вновь дует с юга. Не такой, конечно же, он сильный. Поэтому - под машиной идем. Вот сейчас, на северной оконечности Огненной Земли "прячемся". И здесь, видимо, будем лежать в дрейфе целых двое суток. Наверное, 5-го декабря снимемся, и пойдем в район снятия лоцмана. В 7-мь утра мы должны будем взять его на борт.
- Как обстановка на судне? - Обычный рабочий день. В основном, все занимаются и работают во внутренних помещениях. Идет покраска. И в машинном отделении - тоже. Поелы там приводят в порядок, насосы ремонтируют. Сейчас все работы сместились внутрь помещений. Поскольку, все же, холодновато здесь. Конечно же, кое-что делается и на мачтах. Но этих работ не так много. Они - частичные, выборочные. То, что именно сейчас нужно там сделать. 6-ть - 8-мь градусов температура "на улице". Холодновато. Ну, да, ничего. Нормально.
- Тем более что сама Огненная Земля перед нами, как на ладони. - Огненная Земля, да. Я думал, что сегодня увидим заснеженные шапки гор. Но ничего этого мы пока не видим. Увидим, наверное, когда с южной стороны будем проходить Огненную Землю. А пока здесь - голые скалы. Единственно, что мы сегодня увидели, так это небольшой какой-то белый домик стоит, на самой оконечности острова. Даже не могу предположить - что там. Наверное, кто-то живет.
- Может быть, индейцы из приключенческого романа Купера "Огненная Земля"? - Индейцев-то "забили" здесь давно. Но кто-то, все-таки, живет. А так, конечно же, здесь пустынный берег. Одни сплошные скалы. Вот так, посреди этих пейзажей, и день у нас прошел. В заботах и хлопотах, незаметно. Сейчас мы говорим, а время-то уже сколько?
- Двадцать часов, по судовому времени. На час, прошлой ночью, стрелки часов назад передвинули. Уже значительная разница с Москвой. - Да. На шесть часов получается. Там сейчас - два ночи уже завтрашнего дня.
- Выходит, что не только на юг, но и на запад мы заметно сместились. - Это точно. Хорошо пролетели под парусами. И под машиной.
- Кстати, о парусах. Не расскажите сегодня о нашей "передовой" фок-мачте? О "фокерах", как здесь называют команду фока. Бушприт, наверное, тоже входит в их заведование? - Да, да, входит. Ну, что? Фок-мачта у нас считается не то, чтобы основной. Здесь все - основные мачты. Но...
- Лидирующей? - И не то, чтобы - лидирующей мачтой. Она на судне, можно сказать, занимает привилегированное положение. Мало того, что у них там парусов, с учетом тех, что на бушприте, больше. Дело в том, что, когда судно совершает маневры, очень многое зависит от работы выделенной, именно, на фоке. Потому что - это первая мачта, которая эти маневры и совершает. Перебрасопку делает. И она, естественно, должна быстрее всех эти действия выполнять. То есть, от слаженной работы на фоке, во многом зависит удачность выполненного маневра парусным судном.
- И кто же эту работу, там - у нас, возглавляет? - Боцман там - Шулюк Леонид Станиславович. Лет пять-шесть уже у нас работает. Мы его взяли к нам на судно из Академии. Он до этого работал шофером в БГА. Но еще раньше - он учился в КВИМУ на радиотехническом факультете. То есть, всю эту "кухню морскую" он знал. Вот он и работает у нас на фоке боцманом. Старательный такой, добросовестный боцман. А в помощниках у него матросами - довольно молодые еще ребята.
- За исключением, наверное, старшего матроса Пузанова. - Да. Пузанова Олега Григорьевича. Это я и "вытащил" в поход из Москвы.
- Вообще-то, насколько я знаю, живет он в Перми. Он - мой земляк. - Это верно. Живет и работает он в Перми, а подошел он ко мне и в поход попросился - в Москве. Сказал, что он яхтсмен. Поэтому, он здесь. И, конечно же, можно сказать, что он единственный, среди матросов фока, наиболее опытный и зрелый специалист своего дела. А остальные там - даже по возрасту - те же курсанты. Шулюку, да и не только ему, всем боцманам палубной команды, в этом отношении, тяжеловато. Потому что, возрастной уровень матросов и курсантов должен, конечно же, отличаться. Что бы не было "запанибратства", что бы была необходимая в любой работе дистанция и субординация. А когда они все, примерно, одного возраста - не просто работать. То есть матросам не просто с курсантов потребовать выполнения того или иного указания или четкой команды. Не то, получается. Поэтому Шулюк с Пузановым там эту ситуацию постоянно и "разруливают".
- А на бушприте как идет работа? - Там у нас, в основном, "рулит" парусный мастер.
- Это - Орлов Лев Николаевич? - Да. Он самый. Это его "кухня". Он всем этим заведует. И, естественно, во всем там помогает.
- Чувствуется, что он, то же - человек с опытом. - Да. Он уже давно у нас работает. Вначале он был старшим матросом на фоке. А потом, когда у нас прежний парусный мастер ушел на коммерческий парусник, стал парусным мастером.
- То есть его главная обязанность - это паруса? - Основная обязанность у него - ремонт парусов. Это - его главная работа. А во время парусных авралов он находится в районе бушприта. И принимает непосредственное участие в подъеме косых парусов, которые там находятся. Вот, пожалуй, и все - о фоке.
- А не расскажите вкратце об устройстве самой фок-мачты? - Эта мачта устроена точно так же, как и остальные, за исключением, бизань-мачты. На ней те же самые прямые паруса, что и на 1-ой и на 2-ой грот-мачтах. Единственно, что количество косых парусов на бушприте, несколько отличается от тех, что располагаются на других мачтах. А остальные паруса - те же самые: Нижний и верхний фок-марсель, нижний и верхний фок-брамсель и бом брамсель.
- Последний парус - это самый верхний? - Да, это - бом брамсель.
- А как устроена сама мачта? - Так же, как и остальные. То есть - состоит из самой мачты и стеньги. Они крепятся между собой на площадке при помощи эзельгофта.
- Эзельгофта? - Это стальное, обхватывающее в месте соединения мачты и стеньги, приспособление.
- Значит стеньгу, если потребуется, можно отсоединить? - Да. Это съемная часть мачты. Если, например, надо что-нибудь отремонтировать. На заводе "Янтарь" недавно "выдергивали" стеньгу. Снимали ее для ремонта. То есть - она разборная.
- Небольшое уточнение по терминам. На бушприте есть утлегарь. Для чего он служит? - На бушприте не только утлегарь, есть там и мартин-гик. Все это входит в вооружение бушприта. Для его усиления. Для более надежного крепления к корпусу судна.
- Какого только парусного вооружения нет у наших "фокеров"? А в целом они "воюют" удовлетворительно? - Ну, если говорить в целом, то фок-мачта - справляется. Есть там у них сложности. К ним распределены курсанты из Санкт-Петербургского морского колледжа. А они, несколько, не вписываются в общий режим и график работы. Мы на них надеялись. Так как они уже прошли практику на "Седове". Думали, что у них уже опыт есть. Но как оказалось - опыт есть, да не тот. Если бы чуть раньше об этом узнали, то "перетасовали" бы этих проблемных курсантов. Теперь уж, ладно. Пусть теперь доработают до Владивостока.
|