30 июня 2005 года. Четверг, 4 часа утра. Западная часть пролива Скагеррак на выходе в Северное море. На капитанском мостике старшего штурмана Михаила Еремченко сменяет старший помощник капитана Михаил Новиков. Начинается самая трудная вахта, прозванная моряками «собачьей».
«Почему?». С этого вопроса и начинается наш разговор с одним из наиболее опытных офицеров «Крузенштерна», участника кругосветного плавания 1995-1996 годов выпускником Калининградского высшего инженерного морского училища (ныне Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота РФ) Михаилом Вячеславовичем Новиковым
- Считается, что это очень трудное время для бодрствования. Ведь самый глубокий человеческий сон приходится на 4-5 часов утра. В такое время не спят только собаки, охраняя покой своих хозяев. Вахтенные же охраняют покой и сон всего экипажа, отвечая за безопасность судна. Наверное, так я могу объяснить это странное название. Хотя, если честно, несение этой вахты лично для меня особой сложности не представляет. А встречать рассветы на море – в этом есть своя прелесть.
Действительно, рассветы в открытом море – зрелище чарующее. Особенно, если погода и обстановка позволяют. Так, как например, сегодня. Тишина, море – как озерная гладь. Полный штиль. И лишь изредка за кормой мелькнет только-только проснувшаяся чайка.
Михаил рассказывает о положении дел в подведомственной ему палубной команде парусника. О том, что в основном люди опытные, костяк этой части экипажа сплачивался в течение нескольких лет. И, в случае необходимости, один может в любой момент подменить другого.
Есть, конечно, в палубной команде и новички. Таких человек 5-6. Но все они уверенно влились в состав экипажа, так что сложностей в этой службе, по заверениям старпома, не ожидается.
Нет проблем и с парусным и палубным вооружением, за что старший помощник благодарен и Организационному комитету по подготовке и проведению кругосветного плавания, и Министерству сельского хозяйства РФ, и Федеральному агентству по рыболовству, и Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота РФ. Закуплено большое количество тросов, растительных канатов. А значит, уверен Михаил, парусное вооружение судна вскоре будет в полном порядке.
Спускаюсь в штурманскую рубку, где несет свою «собаку» четвертый помощник капитана Альгис Алексюнас. Что думает о ней, молодой судоводитель?
Эта вахта – самая ответственная. Потому, что требует больше времени привыкания, считает Альгис. Недаром на мостике – старший помощник капитана. А вообще, вахта есть вахта. Каждая из них требует внимания и ответственности.
- А вообще, мне эта вахта нравится, - продолжает Альгис. Ведь каждый раз я по судовой громкой связи желаю всему экипажу доброго утра. А если день начинается с хорошего слова, то таким и пройдем. К тому же перенимать опыт у такого опытного старпома как Михаил Новиков и лестно, и очень полезно.
На руле, следя за курсом судна, вместе с курсантами Евгением Загородниковым, Алексеем Федотовым, Алексеем Голубевым и юнгой ММЛ Артемом Алексаняном несет вахту матрос Михаил Мартыненко.
- До сегодняшнего дня «собаку» стоял только курсантом, здесь же на «Крузенштерне». Вахта как вахта, хотя просыпаться пока тяжело. Но это уже – дело привычки.
В этом согласна с Михаилом старший уборщик Надежда Загорская, шестнадцать лет выходящая в море, хотя именно на «Крузенштерне» - впервые. В ее обязанности входит приборка верхней и центральной палубы и самое удобное время для этого раннее утро – пока большая часть экипажа еще спит.
Несет свою «собачью» вахту и наш питерский художник Андрей Петрович Красильщиков, набрасывая на холсте неповторимые, воздушные краски восхода.
Отбивает склянки впередсмотрящий Алексей Федотов. Начинается новый, седьмой день кругосветки. Кругосветки в честь 60-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Владимир Кирюхин, руководитель пресс-службы кругосветного плавания |