Страницы истории

kruzershtern_s_newЭкспедиция, которую я имею честь предложить, – это первая в таком роде предпринимаемая русскими; ввиду ее значимости она не может не привлечь внимание всей Европы.

Просвещенный никогда не может терпеть затруднений в открытии способов, служащих к усугублению блага и славы нации...

И. Ф. Крузенштерн
Капитан-лейтенант
1799



Предыстория экспедиции
10.11.2005 00:00

Сама идея кругосветного плавания через 284 года после Ф. Магеллана и спустя многие годы после путешествий его многочисленных последователей из разных стран — Ф. Дрейка, Т. Кавендиша, О. ван Норта, В. Схаутена и Я. Ле-Мера, У. Дампира, Дж. Ансона, Л. А. Бугенвиля, Дж. Кука, Дж. Ванкувера и др. — была не нова. Однако для России начала XIX в. выход в Мировой океан имел важнейшее научное, экономическое и политическое значение.

В конце XVIII — начале XIX в. идея кругосветного плавания начинала обретать реальность, ее обсуждали в Адмиралтейств-колле­ гии с 1752 г. В 1786 г. капитан И. И. Биллингс предлагал Коллегии вернуться с Камчатки в Кронштадт на судах, построенных в Охот ске, обойдя мыс Доброй Надежды. В том же 1786 г. императрица Екатерина II собиралась отправить на Камчатку четыре судна под начальством капитана Г. И. Муловского для охраны российских владений на Дальнем Востоке, а также с целью доставить туда грузы, завести торговлю с Китаем и Японией. Однако начавшиеся русско- турецкая (17871791), а затем русско-шведская война (1788—1790) помешали выходу экспедиции, а сам Муловский, командовавший кораблем «Мстислав», погиб в Эландском сражении.

В исторической науке несостоявшееся плавание Муловского считается первой попыткой организовать российскую кругосветную экспедицию, однако Муловский должен был обогнуть мыс Доброй Надежды, и в его задачи не входило возвращение вокруг земного шара; корабли должны были остаться на Дальнем Востоке и в Русской Америке.

Кругосветная экспедиция была осуществлена через 16 лет, в пе­риод между войнами с Францией (в составе 2-й и 3-й антифранцуз­ ских коалиций), когда страна остро нуждалась в средствах.

Не следует считать, что решение вопроса об отправлении экс­ педиции было однозначным для политической элиты. Председатель Комитета для образования флота, созданного императором в 1802 г., сенатор, министр иностранных дел, канцлер граф А. Р. Воронцов и контр-адмирал П. В. Чичагов (товарищ министра Морских сил) считали приоритетным направлением развитие сухопутных войск, а не морского флота и резко возражали против посылки экспедиции.

Новый проект российского кругосветного плавания выдвинул в 1799 г. молодой капитан-лейтенант Иван Федорович Крузен штерн.

В 1788 г. Крузенштерн был выпущен из Морского кадетского корпуса досрочно «за мичмана» из-за начавшейся русско-шведс­ кой войны. На корабле «Мстислав» под командованием капитана Г. И. Муловского он мичманом участвовал в Гогландском, Эланд ском, Ревельском и Выборгском сражениях. В 1793—1799 гг. он волонтером служил на судах Английского флота, посетил берега Северной Америки, Южной Африки, Ост-Индии, Китая (Общий морской список, 1890 ( IV ), 163-164).

И. Ф. Крузенштерн, впитавший идеи свободного мореплавания, развития морской торговли и, безусловно, знакомый с предшест­ вующими российскими планами кругосветных экспедиций, еще в 1799 г. подготовил проект кругосветного путешествия, адресованный президенту коммерц-коллегии генералу П. А. Соймонову, потому что именно он выдвинул мысль о посылке экспедиции Муловского.

Имея четкие представления о сложности и опасности предлага­емого проекта, Крузенштерн писал: «Если эта экспедиция успешно завершится, она благоприятно отразится на чести России.… В случае неудачи вина, независимо заслуженно или незаслуженно, ложится главным образом на меня, я считаю своим долгом представить не­ обходимость того, что должно быть предпринято с всевозможной осторожностью» (Крузенштерн. Записка... л. 1).

В проекте И. Ф. Крузенштерна была проанализирована не только необходимость и возможность осуществления кругосветного плава­ния, но и прописаны принципы формирования и развития торгового морского флота, реформа системы морского образования, в том числе отмена кастовых ограничений; предсказан крах колониальной системы, а также затронуты и по сей день актуальные вопросы сохранения жизни солдат и матросов и обустройства удаленных от центра территорий России.

Сформулированные в проекте идеи И. Ф. Крузенштерна на десятилетия, а подчас и на века опережали свое время. Отметим, что его проект был абсолютно самостоятелен и не имел ничего общего с документами, подготовленными для Муловского Адмиралтейств- коллегией (Русские экспедиции… 1989, 233—242).

Первый проект Крузенштерна (на французском языке) был подан им в 1800 г. вице-президенту Адмиралтейств-коллегии графу Г. Г. Кушелеву и отвергнут последним. 1 января 1802 г. Крузенш­ терн подал второй, несколько переработанный и даже расширенный вариант проекта, на русском языке, министру морских сил адмиралу Н. С. Мордвинову, сменившему Кушелева.

Мордвинов представил проект Крузенштерна министру коммер ции графу Н. П. Румянцеву, последний поддержал идею и заинте­ресовал ею правление Российско-Американской компании (Архив гр. Мордвиновых, 1902, 312; Кушнарев, 1963, 346).

13 июля 1802 г. первенствующий директор Главного правления компании М. М. Булдаков составил записку о согласии компании организовать кругосветное плавание (РГАВМФ. Ф. 204. Оп. 1. Д. 111. Л. 29; цит. по: Кушнарев, 1963, 346).

Исключая возможность иной трактовки авторства идеи и проекта первого российского кругосветного плавания, директора компании 8 февраля 1806 г. указывали: «…проект г-на Крузенштерна принят был компаниею за основание к отправлению одного корабля кругом света…» (Российско-Американская компания... 1994, 142).

В июле 1802 г. император Александр I утвердил проект, пре­ доставив Крузенштерну самому осуществить его (Крузенштерн, 1809, XXV ).

 
<< Первая < Предыдущая 21 22 23 24 25 Следующая > Последняя >>

Страница 24 из 25
))