Страницы истории

kruzershtern_s_newЭкспедиция, которую я имею честь предложить, – это первая в таком роде предпринимаемая русскими; ввиду ее значимости она не может не привлечь внимание всей Европы.

Просвещенный никогда не может терпеть затруднений в открытии способов, служащих к усугублению блага и славы нации...

И. Ф. Крузенштерн
Капитан-лейтенант
1799



Зондский пролив
01.12.2005 00:00

Здесь имел я случай собственным моим опытом узнать, сколь неверны карты сего пролива, содержащиеся в так называемом East India Pilot , изданном 1803-го года весьма обширном, но очень худом и безпорядочном собрании карт Китайских и Ост-Индийских вод, между множеством коих, яко копий со старых неверных карт, теря ются, впрочем, некоторые и весьма хорошие новейшия карты.

Крузенштерн, 1810, 427

[18 февраля /] 2 марта 1806. Признавая обязанностию дожи даться «Невы», которая осталась на якоре у Северного острова, принужденным нашелся я искать для ночи якорнаго места. В половине 8-го часа бросили мы якорь на 32-х саженях, грунт песчаный, между островами Кракатоа и Тамарином, лежавших от нас на SW 60° и NW 63 °… В10 часов следующего утра сделался ветр слабой от NW , при коем снялись мы тотчас с якоря в несомненной надежде, что «Нева» воспользуется сим ветром; но она, уповательно, имела другой ветр и не показывалась; почему мы должны были и другую ночь просто ять на якоре, которой и бросили в 7-м часов на восточной стороне Кракатоа….. Пик Тамарин находился тогда от нас на NW 20° , а пик Кракатоа на SW 48 °… В 5 1/2 часов снялись мы с якоря. Свежий ветр, казавшийся быть продолжительным, побудил меня решиться идти в пролив между островами Кракатоа и Принцевым, который при северном ветре преимущественнее пролива между Явою и последним. На разсвете усмотрели мы «Неву» весьма далеко под ветром; видя, что она не может следовать за нами и что мы разлучиться с нею можем, ежели я пойду между Крокатоа и Принцем, взяли мы курс между сим последним островом и берегом Явы.

Крузенштерн, 1810, 424—425

[21 февраля /] 5 марта 1806 г. В 3 часа пополудни сделался ветр тише, а в 5 часов настало совершенное безветрие и привело корабль наш в крайне опасное положение; ибо мы находились тогда точно между каменьями, лежащими пред южною оконечностию Принцева острова, и камнем на другой стороне у берега Явы, которой Монахом называется. От сего лежит к югу и еще множество великих камней, в близости коих нигде нет якорнаго места, и к сим то камням корабль наш несло приливом. Мы спустили два гребных судна, чтобы сколько возможно буксиром удалиться от опасности, от которой находились уже не далее одной мили. В 9 часов вечера сделалась зыбь столь сильною, что буксированье совсем не помогало, и корабль приметно несло к каменьям. Мы начали уже страшиться предстоявшего бедствия. Но в 101/ часов подул слабой ветр от севера и отвратил оное. Около полуночи лежал от нас мыс Явы на Ост.

Крузенштерн, 1810, 425-426

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 4 из 25
))